Классификация прицепов и полуприцепов

Чем прицеп отличается от полуприцепа читайте здесь. Чем же различаются прицепы, а так же полуприцепы между собой? Иными словами по каким признакам можно классифицировать прицепную технику? Обычно классификация прицепов и полуприцепов идет по полной массе и назначению.

Классификация прицепной техники по полной массе

Прицепы (включая полуприцепы) подразделяются на категории О1, О2, О3, О4. Чем же различаются эти категории? Во первых сама категория «О» означает, что транспортное средство является прицепом (полуприцепом).

  • Прицепы категории О1 имеют полную массу до 750кг., включительно.
  • Прицепы категории О2 имеют полную массу более 750кг., и до 3,5т. включительно.
  • Прицепы категории О3 имеют полную массу более 3,5т. и до 10т., включительно.
  • Прицепы категории О4 имеют полную массу более 10т.

Однако нужно понимать, что это категории транспортных средств. Это не категория в водительском удостоверении. В водительском удостоверении категория, имеющая отношение к прицепной технике — это категория «Е» .

Прицепы категории О1 и О2, т.е. с полной массой до 750кг. и от 750кг. до 3,5т., используются в основном с легковыми автомобилями. Но могут использоваться и с автобусами, а так же с грузовыми автомобилями. При этом прицепы полной массой до 750 кг. включительно не требуют дополнительной категории в водительском удостоверении ни в каком случае.  Об этом можно прочитать здесь.

Для использования с грузовыми автомобилями прицепы категорий О1 и О2 часто оснащаются дышлом с регулируемой высотой сцепного устройства. При этом такое дышло имеет возможность замены сцепного устройства, в зависимости от фаркопа, установленного на буксирующем автомобиле.

Дышло прицепа с регулируемой высотой сцепного устройства
Дышло прицепа с регулируемой высотой сцепного устройства

Безусловно есть и более дешёвые варианты для увеличения высоты сцепного устройства.

Проставка дышла
Проставка дышла
Высокая проставка дышла на прицепе МЗСА со ступенчатой регулировкой высоты
Высокая проставка дышла на прицепе МЗСА со ступенчатой регулировкой высоты
Сварной кронштейн, увеличивающий высоту сцепного устройства на прицепе
Сварной кронштейн, увеличивающий высоту сцепного устройства

Однако такие устройства подойдут для лёгких прицепов и небольших грузов.

Т.к. прицепы категории О1 и О2 используются в основном с легковыми автомобилями, они считаются «легковыми прицепами». На мой взгляд словосочетание «легковой прицеп» само по себе лишено смысла, в отличие от легкового автомобиля, который предназначен для перевозки пассажиров и багажа. В прицепах пассажиров не перевозят. В них перевозят грузы. Поэтому, на мой взгляд, все прицепы являются грузовыми, а словосочетание «легковой прицеп» несколько нелепо. Правильнее говорить «прицеп для легкового автомобиля». Впрочем, не будем отказываться от словосочетания «легковой прицеп». Просто будем считать его неким жаргонизмом.

Классификация прицепов и полуприцепов по назначению

Так же прицепную технику можно классифицировать по назначению. Иными словами характером перевозимого груза:

  • бортовые прицепы и полуприцепы,
  • тентованные,
  • шторные,
  • шторно-бортовые,
  • зерновозы,
  • самосвальные,
  • щеповозы,
  • металловозы,
  • саморазгружающиеся (с подвижным полом),
  • цистерны для перевозки сыпучих грузов (муковозы и цементовозы)
  • цистерны для перевозки жидкостей (водовозы, молоковозы, бензовозы, газовозы, битумовозы),
  • низкорамные прицепы и полуприцепы,
  • изотермические фургоны,
  • рефрижераторы,
  • контейнеровозы,
  • скотовозы,
  • сортиментовозы, лесовозы,
  • панелевозы,
  • автовозы
  • специальные (например аэродромные топливозаправщики, дизель-генераторные установки, полуприцепы-офисы),
  • тракторные прицепы и т.д.

Для наглядности ниже приведены некоторые фотографии отдельных видов прицепной техники. Все их размещать здесь не имеет смысла. Ведь только панелевозов существует минимум три вида, различающихся методом расположения панелей на полуприцепе. А три вида цементовозов различаются формой цистерны…

Бортовой прицеп
Бортовой прицеп
Бортовой полуприцеп
Бортовой полуприцеп
Бортовой полуприцеп с кониками
Бортовой полуприцеп с кониками
Тентованный полуприцеп
Тентованный полуприцеп
Шторный полуприцеп
Шторный полуприцеп
Шторный прицеп
Шторный прицеп
Шторно-бортовой полуприцеп
Шторно-бортовой полуприцеп
Полуприцеп зерновоз
Полуприцеп зерновоз
Полуприцеп самосвал
Полуприцеп самосвал
Полуприцеп щеповоз САТ-105
Полуприцеп щеповоз
Полуприцеп металловоз
Полуприцеп металловоз
Саморазгружающийся полуприцеп (полуприцеп с подвижным полом)
Саморазгружающийся полуприцеп (полуприцеп с подвижным полом)
Полуприцеп муковоз
Полуприцеп муковоз
Полуприцеп цементовоз
Полуприцеп цементовоз
Полуприцеп для перевозки жидкостей
Полуприцеп для перевозки жидкостей (вода, спирт, молоко…)
Полуприцеп для перевозки сжиженного газа
Полуприцеп для перевозки сжиженного газа
Низкорамный прицеп
Низкорамный прицеп
Низкорамный прицеп-тяжеловоз
Низкорамный прицеп-тяжеловоз
Низкорамный полуприцеп
Низкорамный полуприцеп
Изотермический полуприцеп
Изотермический полуприцеп
Полуприцеп рефрижератор
Полуприцеп рефрижератор
Полуприцеп контейнеровоз
Полуприцеп контейнеровоз
Полуприцеп скотовоз
Полуприцеп скотовоз
Полуприцеп сортиментовоз
Полуприцеп сортиментовоз (лесовоз)
Полуприцеп панелевоз
Полуприцеп панелевоз
Полуприцеп автовоз
Полуприцеп автовоз
Топливозаправщик аэродромный
Топливозаправщик аэродромный
Раздвижной полуприцеп офис
Раздвижной полуприцеп офис
Двухосный самосвальный тракторный прицеп
Двухосный самосвальный тракторный прицеп

В редких случаях встречается классификация прицепов и полуприцепов по количеству или расположению осей. Количество осей у прицепной техники скорее относится к характеристикам прицепа. Ну или косвенно к классификации по полной массе. Ведь, обычно, чем больше осей — тем больше и полная масса, и грузоподъёмность. Встречал я классификацию и по подвеске. Но это опять же не классификация, а характеристики прицепа. С тем же успехом можно бортовые прицепы классифицировать по материалу, из которого изготовлены его борта.

Один комментарий

Оставьте свой отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *