Как правильно выбрать фаркоп для легкового автомобиля? Ведь от надежности сцепного устройства, порой, зависит безопасность окружающих нас людей. Да и эстетичность автомобиля имеет немаловажное значение.
Если Вы решили купить прицеп, или взять его в аренду, то наверняка уже знаете, что такое фаркоп для легкового автомобиля. Наверняка знаете и для чего он нужен. Я в этом не сомневался до определённого момента. Но однажды у меня заказали прицеп в аренду с доставкой. Прицеп я привез, документы подписали, заплатили… А цеплять прицеп оказалось не за что. Основа фаркопа на машине была. Была даже розетка. А вот шара-вставки увы не оказалось. Водителем была девушка. Ей простительно. Другой случай был на нашей территории. Человек приехал за прицепом в прокат. Оформили все документы. Подходим к машине и мужчина спрашивает: «А куда его (прицеп) цеплять?»
Что такое фаркоп?
Поэтому всё-таки пару слов о том, что такое фаркоп для легкового автомобиля… Фаркоп – тягово-сцепное устройство, сокращённо ТСУ. Устройство, которое жёстко крепится к кузову автомобиля при помощи болтовых соединений. Имеет основу (балку) и крюк с шаром, за который цепляется буксируемый автомобилем прицеп. Предназначен фаркоп для передачи тянущего усилия от автомобиля прицепу. И несмотря на то, что основная нагрузка от прицепа и перевозимого им груза передается на дорожное покрытие через колёса прицепа, часть нагрузки приходится и на ТСУ. Поэтому одна из характеристик фаркопа – это масса прицепа которую фаркоп в состоянии буксировать за автомобилем, а вторая — вертикальная нагрузка на шар. Это, пожалуй, одни из основных характеристик, которые влияют на выбор фаркопа для легкового автомобиля.
А зависят эти характеристики от конструктивных особенностей как самого ТСУ, так и от конструктивных особенностей автомобиля. В том числе и от способа крепления фаркопа.
Конструктивные особенности фаркопов
Какие способы крепления бывают в принципе? В подавляющем большинстве случае – это штатные места кузова автомобиля, которые производитель автомобиля уже предусмотрел. Так обычно бывает в иномарках и в современных отечественных автомобилях. В отечественных автомобилях постарше, фаркопы крепятся к разным частям кузова со сверлением отверсий. Это могут быть пол и задняя стенка багажника. Пол багажника и буксировочные проушины. Задняя панель багажника и ниша запасного колеса. Причем со сверлением фаркопы могут ставиться и на Жигули, и на Волгу, и на ГАЗель, и на УАЗ.
Чем ещё ТСУ отличаются друг от друга? Конструкцией. Есть полностью сварные конструкции. Для некоторых автомобилей их называют «вертолёт», т.к. это неразборная, обычно сваренное крестом устройство. Шар в данном случае намертво приварен к балке. И снять его можно только полностью сняв всё устройство с автомобиля. Либо при помощи болгарки.
Есть конструкции разборные. Отличаются от первых только тем, что две поперечные железяки крепятся между собой посредством болтов. Это упрощает хранение таких фаркопов на складе продавца. Однако на удобство установки устройства, его стоимость, а так же на прочностные характеристики фаркопа это не влияет. Шар как и в первом случае намертво приварен к основе. Применяются и те и другие обычно на отечественных автомобилях.
Размер шара
Шар ТСУ может иметь несколько размеров. Самые распространённые из них – это шар 50мм и шар 2 дюйма. Все Европейские прицепы и прицепы Российского производства имеют сцепной узел (сцепную головку), предназначенную для использования с шаром 50мм. Шар 2 дюйма используется исключительно в Америке или с прицепами американского производства. Поэтому, если у вас автомобиль из Европы или Вы приобретали фаркоп для своего легкового автомобиля в РФ, то за него можно зацепить любой европейский или отечественный прицеп.
Тип шара
По типу шара фаркопы для легкового автомобиля можно разделить следующим образом:
- Вварной или сварной (рис. 1, 2 и 3)
- Условно-съёмный (рис. 4, 6)
- Фланцевый (рис. 7, 13)
- Кованый на 2 отверстия (рис. 5, 8)
- Кованый на 4 отверстия (рис. 9)
- Сварной на 2 отверстия (рис. 10)
- Сварной на 4 отверстия (рис. 11)
- Быстросъёмный
- Горизонтально съёмный (рис. 14)
- Вертикально съёмный (рис. 15)
- Складной (рис. 16)
- Шар-вставка под «Американский» квадрат (рис. 17, 20)
- Сечением 2х2 дюйма (50 мм)
- Сечением 1,25х1,25 дюйма (32 мм)
- Резьбовой
Все эти типы шаров имеют буквенное обозначение. Однако, если выбирая фаркоп, Вы опишите продавцу тип желаемого шара словами, Вы быстрее поймёте друг друга. У разных производителей ТСУ один и тот же тип шара может называться по разному.
Так например вварной (или сварной) шар у ТРЕЙЛЕРа обозначается буквой «В». Этот же шар у других производителей может маркироваться буквой «Н». Можно предположить, что от слова «Несъёмный». )
Условно-съёмный шар ТРЕЙЛЕР обозначает буквой «С». Подавляющее же большинство производителей маркирует его буквой «А».
Фланцевый кованый шар на 2 отверстия ТРЕЙЛЕР называет «К2». У Арагона (Aragon) – это тип «С». У Лидер+ — это тип «F».
Условно-съёмный шар
Самые распространённые фаркопы для легкового автомобиля имеют условно-съёмный шар (Рис. 4). Почему он так называется? Всё понятно именно из названия. Такой шар снять с основы фаркопа, конечно же, можно. Но для этого нужны как минимум два гаечных ключа и недюжинная сила. Однако, как показывает практика, никто, практически никогда их не снимает.
Различаются условно-съёмные шары формой и размерами крюка. Форма его зависит от модели фаркопа.
Фланцевый шар
Фланцевый шар, так же крепится к основе при помощи болтовых соединений. Либо на 2 болта, либо на 4.
Фланцевый шар может быть кованым или сварным.
Кованые шары способны выдерживать в разы большие нагрузки, чем сварные, но и стоят они дороже.
Помимо другой формы крюка, фаркопы с фланцевыми шарами отличаются от предыдущих способом установки. Так фаркоп с условно-съёмным шаром в 99% случаев устанавливается за бампер. При этом из под бампера выглядывает только сам крюк с шариком.
Фаркоп с фланцевым шаром обычно устанавливается не за бампером, а непосредственно под ним. Конечно же такие фаркопы занижают клиренс автомобиля. Однако существует ряд автомобилей, на которые других фаркопов просто не бывает в природе.
Горизонтально съёмный шар
Если Вы не любите, когда сзади автомобиля торчит что-то лишнее, можно установить фаркоп с быстросъёмным шаром. Это может быть горизонтально съёмный шар. Сняв такой крюк, вы не ударетесь об него ногой и не испачкаете об него брюки, случайно задев за шарик в смазке. За автомобиль ничего выступать не будет. Виден будет только крепежный узел под автомобилем.
Вертикально съёмный шар
Ещё более дорогой – вертикально-съёмный шар. Когда такой крюк с шаром снят с автомобиля, никто не догадается, что этим автомобилем можно буксировать прицеп. Розетка у данного вида фаркопов обычно прячется за бампером на поворотном кронштейне.
Складной фаркоп
Самый дорогой – складной фаркоп. Устанавливается на автомобиль чаще всего сразу заводом-изготовителем. Складывается (убирается за бампер) обычно при помощи электропривода. Для этого достаточно просто нажать кнопку, расположенную в багажнике. Я наблюдал такие фаркопы на Туарегах и БМВ Х6.
Американский квадрат
Отдельно стоит остановиться на ТСУ с шаром-вставкой под Американский квадрат. Устанавливается данный вид фаркопов в основном на внедорожники. На некоторых «джипах» входит в стандартную комплектацию. Есть Российский производитель, который специализируется на выпуске именно такого вида фаркопов для легкового автомобиля.
К плюсам таких ТСУ можно отнести то, что он по сути является конструктором. В него можно установить шар любого размера и на любой высоте. Вместо шара-вставки можно установить любое дополнительное оборудование. Например механическую или электрическую лебедку, подножку, велобагажник, багажную корзину и т.д. Минус данной конструкции, на мой взгляд, только один. Как бы идеально ни были подогнаны друг под друга сама вставка и балка, в которую он вставляется, между ними всё-равно будет какой-то минимальный зазор. И при разгоне, торможении, да и просто на неровностях дороги на кузов автомобиля будут передаваться удары от шара-вставки. Для кого-то этот недостаток существенен. Для кого-то возможно нет. Ведь возможность установки дополнительного оборудования порой важнее посторонних звуков. Впрочем есть специальные пальцы, устраняющие этот люфт. Про возможности Американских фаркопов я расскажу в отдельной статье.
Есть ещё такое понятие как передний фаркоп. Обычно ставится на джипы, учавствующие в «покатушках». Используется для установки лебедки или приспособления для перевозки длинномеров.
Оцинкованный фаркоп для легкового автомобиля
Выбирая прицеп для легкового автомобиля, мы чаще всего останавливаем свой выбор на оцинкованных прицепах. А бывают ли оцинкованные фаркопы для легкового автомобиля? Конечно. И фаркопы для легкового автомобиля тоже бывают оцинкованными. Выпускает их компания Galia (Словакия). Все тягово-сцепные устройства, выпускаемые этой компанией полностью оцинкованы, включая балку, крепеж, подрозетник и сам крюк с шаром. Galia выпускает фаркопы с условно-съёмным шаром и с горизонтально съёмным шаром. Цена, конечно, на эти ТСУ дороже, чем на крашенные. С другой стороны они действительно не ржавеют. И их не придётся подкрашивать каждый год, чтобы они достойно выглядели.
Установка ТСУ на автомобиль
Допустим с фаркопом Вы определились. Теперь нужно понять, как его установить на автомобиль. Вместе с ТСУ идет паспорт (руководство по установке и эксплуатации). В каждом из них подробно расписан порядок действий по установке. Можно установить фаркоп для легкового автомобиля самостоятельно. Особенно если Вы располагаете временем, подходящим помещением и правильными руками. Никто не может Вам запретить сделать это самостоятельно. Однако нужно учесть, что подавляющее большинство ТСУ устанавливается со снятием бампера. Устанавливая бампер на место, многие из них требуют подрезки. И кроме установки железа нужно правильно подключить электрику (розетку). Про то, чем различается электрика фаркопа и какая лучше подойдет для Вашего автомобиля я расскажу в другой статье. Средняя же стоимость же установки ТСУ на автомобиль не менялась в Московском регионе уже порядка 4 или 5 лет. На момент написания статьи, это 3500 рублей для иномарки с установкой универсальной электрики и 4500 рублей – с подключением блока согласования.
Подрезка бампера
Многие в поисках ТСУ ставят условие продавцу, что фаркоп обязательно нужен без подрезки бампера. Стоит ли бояться подрезки бампера? Пожалуй нет. Если Вы ставите фаркоп для легкового автомобиля в профессиональном сертифицированном сервисе, подрезка будет выполнена аккуратно. Подрезается в 99% случаев юбка бампера. Даже присев рядом с фаркопом Вы эту подрезку вряд ли увидите. Увидеть её можно только глядя на автомобиль снизу, например, когда он висит на подъёмнике.
Фаркоп для легкового автомобиля в прокат
Иногда от людей, желающих взять прицеп в аренду я слышал забавный вопрос: «Можно ли взять фаркоп в аренду?» В принципе, понятно желание каждого человека съэкономить. И если прицеп ему понадобился раз в жизни, он, конечно же, может взять его в прокат. Но взять фаркоп для легкового автомобиля в аренду, пожалуй, нельзя. Обусловлено это в первую очередь тем, что на каждую модель автомобиля идет свой фаркоп. Каждый из них имеет разную форму и разные посадочные места.
И если даже удастся уговорить сдать Вам фаркоп в аренду, то как минимум придется заплатить за его установку и такую же сумму за демонтаж.
Слышал я и такой вопрос: «Бывает ли универсальный фаркоп?» Универсальной, пожалуй, может быть только вставка под «Американский» фаркоп. И то они бывают как минимум двух размеров. Под квадрат 50 и квадрат 32. Ну а форм и модификаций этих вставок – несметное количество.
О том, фаркоп какого завод лучше и ТСУ каких заводов представлены на Российском рынке поговорим в следующий раз.