Как показывает практика, многие не знают, чем прицеп отличается от полуприцепа. Давайте вместе разберемся в этом немудреном вопросе.
Есть ли разница между прицепом и полуприцепом?
ПДД гласят: «Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Что такое прицеп?
Прицеп — это самодостаточное транспортное средство, которое цепляется к тягово-сцепному устройству (фаркопу) тягача, с помощью дышла, для передачи тягового усилия. При этом вся нагрузка от перевозимого в прицепе груза передается на дорожное полотно через раму и колеса самого прицепа.
Фаркоп. Какие они бывают?
Фаркоп у легковых автомобилей представляет собой шар диаметром 50мм (европейский стандарт) или 2 дюйма (Американский стандарт). Чем различаются фаркопы легковых автомобилей, читайте здесь.
Фаркоп на грузовых автомобилях бывает двух типов. «Крюк-петля» или фаркоп для беззазорной сцепки.
Фаркопы типа «Крюк-петля» используются на грузовых автомобилях всё реже. Им на замену, уже достаточно давно, пришли фаркопы для беззазорной сцепки, т.к. их использование с прицепом более комфортно и безопасно. Ведь с таким фаркопом, при разгоне и торможении автопоезда, нет ударов и биений. Прицеп не мотает из стороны в сторону при колейности дороги и порывах воздуха. Тем не менее фаркопы типа «Крюк-петля» до сих пор активно используются с тракторными прицепами.
Что такое полуприцеп?
Полуприцеп — это разновидность прицепа. В отличие от прицепа, полуприцеп передней частью опирается на седельно-сцепное устройство тягача. При этом нагрузка от полуприцепа и перевозимого груза распределяется через раму полуприцепа между собственными колесами и рамой тягача, на которую полуприцеп опирается. Проще говоря ПОЛУприцеп половину нагрузки передает на дорожное покрытие через автомобиль, на который опирается.
Если фаркоп можно установить практически на любой автомобиль, то для буксирования полуприцепа нужен специально оборудованный автомобиль — седельный тягач.
Откуда такое название, седельный тягач? Из-за седельно-сцепного устройства (ССУ), установленного на раме автомобиля. Порой ССУ называют ещё проще — седло… Полуприцеп нуждается не только в передаче на тягач значительной части нагрузки, но и в тяговом усилии от тягача . Тяговое усилие передаётся от тягача полуприцепу через седельно-сцепное устройство тягача и шкворень полуприцепа.
Шкворень.
Есть 2 типа сцепного шкворня. Внешне шкворни выглядят одинаково. Различаются они только диаметром посадочного места. Первый тип шкворня имеет посадочное место с диаметром 2 дюйма. Это самый распространённый тип шкворня. Он используется на подавляющем количестве полуприцепов. Второй тип шкворня имеет посадочное место с диаметром 3,5 дюйма. В основном используется с низкорамными полуприцепами-тяжеловозами.
Расцепленный с тягачом полуприцеп не способен перемещаться, т.к. опирается передней частью на выдвижные опорные стойки.
Что такое прицеп-роспуск?
Ну и отдельная разновидность прицепов — это прицеп-роспуск. Прицеп роспуск – это некий гибрид прицепа и полуприцепа. Предназначен прицеп-роспуск для перевозки длинномеров — леса, труб, столбов. На тягаче установлены коники, на которые груз опирается своей передней частью. Задней частью груз опирается на коники прицепа. Таким образом нагрузка распределяется между тягачом и прицепом-роспуском. Тяговое усилие прицепу-роспуску передается от тягача посредством дышла, часто телескопического. Иногда тяговое усилие передаётся непосредственно перевозимым грузом, со страховкой тросами.
Разновидности полуприцепов
Все мы привыкли видеть полуприцепы, в составе большегрузного автопоезда. Зачастую мы называем их фурой.
Однако встречаются полуприцепы и в сцепке с ГАЗелью.
И даже в сцепке с легковым автомобилем.
И в сцепке с пикапом
Встречаются и необычные полуприцепы
И даже такие
Последняя конструкция несмотря на свою необычность отличается повышенной маневренностью.
А на фотографии ниже полуприцеп, который я неоднократно встречал в САО Москвы.
Про классификацию прицепной техники, в том числе по назначению читайте здесь.
Как сделать прицеп из полуприцепа?
Итак, чем прицеп отличается от полуприцепа, надеюсь стало понятно. В том числе и из приведенных фотографий. Но можно ли прицеп превратить в полуприцеп и наоборот? Из прицепа полуприцеп сделать проблематично. Да наверно и смысла особо не имеет. А вот полуприцеп переоборудовать в прицеп однозначно можно. Удовольствие, конечно не из дешёвых. Ведь для этого нужно, чтобы полуприцеп передней частью на что-то опирался. При этом полуприцеп может опираться не на седельный тягач, а на подкатную тележку с установленным седельно-сцепным устройством.
Разновидности подкатных тележек
Подкатные тележки бывают двух типов. Первый тип — это подкатной прицеп. Он в передней части имеет дышло со сцепным устройством, которое цепляется за фаркоп автомобиля.
Подкатной прицеп может быть с неуправляемыми осями и с управляемыми (самоподруливающими) осями.
Подобные автопоезда можно встретить на автотрассах в некоторых Европейских странах и странах Скандинавии. На Российских дорогах мегалайнеры мы врядли когда-нибудь увидим. В странах Таможенного союза действуют иные правила для автопоездов.
Крупные производители грузовой техники России и Белорусии выпускают мегасцепки, но для других стран.
Второй тип подкатной тележки предназначен для увеличения грузоподъёмности полуприцепа и называется долей. Используется в основном с низкомамными полуприцепами тяжеловозами. Цепляется такая подкатная тележка, опять же, за седельный тягач.
В итоге, надеюсь, из этой статьи стало понятно не только чем прицеп отличается от полуприцепа, но и о том, как полуприцеп можно превратить в прицеп. Если у Вас остались какие-то вопросы, спрашивайте в комментариях.
Почему маленькие полуприцепы (одноосные- это же полуприцеп?) для легковых автомобилей называют прицепами?
Елена, спасибо за вопрос. )
Прицеп отличается от полуприцепа не количеством осей, а скорее их расположением и способом сцепления с автомобилем. Всё, что цепляется за ТСУ (тягово-сцепное устройство) автомобиля посредством дышла — является прицепом. Полуприцеп же задней своей частью опирается на собственную ось, а передней частью ОПИРАЕТСЯ на раму автомобиля через ССУ (седельно-сцепное устройство), а не цепляется за фаркоп. Выше есть фотография одноосного тентованного полуприцепа с нивой. Обратите внимание на то, как этот полуприцеп зацеплен за автомобиль: передняя часть рамы полуприцепа опирается на раму автомобиля, а не цепляется за фаркоп дышлом.