Прицеп и категория «Е»

Нужна ли при эксплуатации прицепа категория «Е»? Этот вопрос часто возникает перед покупкой прицепа для легкового автомобиля.  

Разобраться в этом вопросе очень легко.

Нужна ли категория «Е» при эксплуатации автомобиля с прицепом зависит и от прицепа и от автомобиля, буксирующего этот самый прицеп.

Нужна ли категория «Е», если полная масса прицепа не превышает 750кг?

Если полная масса прицепа 750кг. или меньше, то дополнительная категория не нужна ни в каком случае. Даже если полная масса состава транспортных средств (прицепа вместе с автомобилем) превышает 3,5т.

Это отчетливо видно из приведённого ниже указания Генерал-лейтенанта милиции Виктора Николаевича Кирьянова, который с 2004 года по январь 2011 года занимал должность начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ — главного государственного инспектора безопасности дорожного движения РФ.

Указание ДОБДД МВД России от 02.02.2009 г. № 13/5-16:

В настоящее время участились обращения граждан в Департамент ОБДД МВД России о неправомерном привлечении их к административной ответственности за управление составом транспортных средств, включающим автомобиль категории «В» и прицеп, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг, в случаях, когда общая разрешенная максимальная масса такого состава превышает 3500 кг, без разрешенной категории «Е» в водительском удостоверении.

В целях недопущения подобных фактов при применении административного законодательства разъясняю следующее.

Пункт 8 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396, применяется исключительно в случаях, когда разрешенная максимальная масса прицепа превышает 750 кг. В случае, когда разрешенная максимальная масса прицепа не превышает 750 кг, применяется пункт 7 указанных Правил.

Таким образом, водители, имеющие право управления транспортными средствами категории «В», «С» или «D», могут управлять ими также при наличии прицепа, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг, независимо от общей разрешенной максимальной массы такого состава транспортных средств.

Данное толкование полностью соответствует положению Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября, 1968 года), согласно которому автомобиль категории «В» может буксировать легкий прицеп (разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг); он может также буксировать прицеп, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, если общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 3500 кг.

Данные разъяснения довести до сведения сотрудников Госавтоинспекции с принятием зачетов по применению указанных положений нормативных правовых актов.

Главный государственный инспектор
безопасности дорожного движения
Российской Федерации
генерал-лейтенант милиции В.Н. Кирьянов

Владельцам прицепов, полная масса которых не превышает 750кг., т.е. меньше или равна 750кг., рекомендую распечатать это указание и возить в бардачке автомобиля, во избежание траты нервов и времени в спорах с каким-нибудь нерадивым инспектором ГИБДД.

Обратной силы документ не имеет. Никаких новых документов, изменяющих либо отменяющих данный документ, на сегодняшний день, мне не известно.

Итак, ещё раз: в том случае, если полная масса прицепа не превышает 750кг., то категория «Е», а в случае с легковым автомобилем «ВЕ» не нужна. Не нужна ни в каком случае. Даже если полная масса состава транспортных средств превышает 3,5т. При этом количество осей на прицепе, так же как и размеры прицепа не играют абсолютно ни какой роли. Впрочем, если, конечно, прицеп не перегружен. Т.е. не загружен больше, чем указано в Свидетельстве Транспортного Средства.

Категория "Е" не нужна, если Газель эксплуатируется с двухосным прицепом, полной массой 750кг.
Если прицеп имеет полную массу 750 кг, он может эксплуатироваться без дополнительной категории с любым автомобилем, независимо от размера прицепа и количества осей на нём.

Кстати, обращаю Ваше внимание на то, что чем больше прицеп тем больше его собственный вес, т.е. его снаряженная масса. И как следствие, у прицепов с одинаковой полной массой, в 750 кг., чем больше снаряженная масса, тем меньше остаётся на грузоподъёмность. Такая же ситуация и с количеством осей. При прочих равных, чем больше осей на прицепе, тем больше его снаряженная масса. Ну и как следствие меньше остаётся на грузоподъёмность.

Когда же нужна категория «Е»?

В случае же, если полная масса прицепа больше 750кг., нужно руководствоваться следующим правилом: «Если полная масса прицепа не превышает снаряженную массу автомобиля и суммарная полная масса состава транспортных средств не превышает 3,5т., то дополнительная категория в водительском удостоверении не требуется». Во всех остальных случаях нужна категория «Е».

При этом нужно отдавать себе отчет в том, что решающее значение играет только информация прописанная в Свидетельствах Транспортного Средства прицепа и автомобиля. Именно их сравнивает инспектор в спорной ситуации. Тот факт, что за автомобилем полной массой 3,0 тонны едет абсолютно пустой (не гружёный) прицеп, имеющий снаряженную массу 350 кг. , при том, что полная масса прицепа по документам составляет 1,3 тонны не будет являться смягчающим обстоятельством. Закон есть закон. И инспектору без разницы пустой или гружёный прицеп едет за автомобилем. Езда же без открытой соответствующей категории (в данном случае категория «Е» ) приравнивается к езде без водительского удостоверения, со всеми вытекающими последствиями.

Категория "Е" не нужна, если двухосный прицеп с тормозной системой, полной массой 1,3т., в сцепке с автомобилем NISSAN X-Trail
Небольшие паркетники, такие, как NISSAN X-Trail, Suzuki Grand Vitara и т.п., могут эксплуатироваться с прицепом полной массой 1,3т. без категории «Е»

Кстати, не каждый автомобиль можно эксплуатировать с прицепом. Если в руководстве или инструкции по эксплуатации на автомобиль нет информации про эксплуатацию автомобиля с прицепом, то на такой автомобиль фаркоп лучше не ставить. Подробнее можно прочитать здесь.

Смарт с прицепом

PS: В свое время, не имея категории «ВЕ», иногда приходилось доставлять прицепы, при эксплуатации которых однозначно требовалась категория «Е». Чтобы не нарушать закон, мы загружали его на одноосный прицеп полной массой 750кг., соответствующего размера. Таким образом прицеп, требующий категорию для самостоятельной поездки, выступал в качестве груза. В таком виде мы беспрепятственно перевозили его туда, куда нам было нужно. Порой бывало, что сверху, на одноосном прицепе без тормозов, ехал двухосный прицеп, оборудованный тормозами. Казалось бы, наоборот было бы куда более безопасно. Однако…

PPS: Категорию «ВЕ» со временем я получил. Теперь езжу с любым прицепом совершенно беспрепятственно…

Двухосный прицеп с тормозной системой, полной массой 1,5т., для перевозки катера, в сцепке с Маздой 3. Однозначно нужна категория "Е".

2 комментария

  1. Георгий, добрый день. Категории «B» достаточно, если: а) Разрешенная максимальная масса прицепа не более 750 кг + автомобиль категории «B». Если у вас полная масса прицепа 750 кг и легковой автомобиль любой массы, дальше можете не читать. б) Разрешенная максимальная масса прицепа больше 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, если общая разрешенная максимальная масса такого состава (автомобиль + прицеп) не превышает 3500 кг. В остальных случаях требуется категория «E».

  2. BE автомобиль категории В, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобиль категории В, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, а общая разрешенная максимальная масса такого состава превышает 3 500 кг;**

Оставьте свой отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *