Что нужно знать про опорную ножку прицепа для легкового автомобиля? Нужна ли опорная ножка на прицепе? Чем различаются опорные ножки? Как выбрать опорную ножку? Чем различаются хомуты опорных ножек? Как не потерять опорную ножку во время движения прицепа? Эта информация будет полезна в первую очередь тем, кто только планирует покупку прицепа или недавно купил свой первый прицеп.
Что нужно знать про опорную ножку прицепа?
Чаще всего опорная ножка представляет собой винтовой домкрат, совмещённый с подкатным колесом. Устанавливается она на дышло прицепа. Служит для удобства сцепных работ прицепа с автомобилем и для удержания отцепленного прицепа в горизонтальном положении. Прицеп с опорной ножкой легко перемещается по горизонтали одним человеком.
Встречаются ещё и ножки, предназначенные для стабилизации прицепа. У таких ножек нет подкатного колеса. Снизу они отторцованы «пятаком». Устанавливаются по бокам в задней части прицепа. Представляют собой при этом трубу с ручкой сверху. Иногда называются опорной стойкой.
Реже устанавливаются по четырем углам платформы прицепа. В этом случае могут представлять из себя винтовые домкраты для вывешивания платформы прицепа.
Нужна ли опорная ножка на прицепе?
Решать это, безусловно, владельцу прицепа. Большинство прицепов на сегодняшний день продаётся без опорной ножки. Связано это с тем, что почти все заводы-изготовители не комплектуют свои прицепы опорной ножкой в базовой комплектации. Казалось бы, почему? Ведь это весьма удобная и полезная опция. Ответ очевиден. Для того, чтобы снизить стоимость прицепа. Опорную ножку, в этом случае, можно докупить сразу при покупке прицепа. Либо сделать это позже в любом магазине по продаже прицепов. Изначально опорными ножками комплектуются прицепы производства ТРЕЙЛЕР и TAVIALS.
Опорная ножка на одноосном прицепе
Если прицеп маленький, допустим, с внутренними размерами платформы полтора метра на метр, то можно обойтись без опорной ножки. Такой прицеп весит не много. Да и груза он обычно много не берёт. С ним и без опорной ножки можно достаточно легко управиться. Впрочем отцепив прицеп от автомобиля, придётся опустить дышло вниз, наклонив прицеп. А это не всегда удобно, особенно, если прицеп гружёный. Если прицеп имеет платформу среднего размера, допустим 2,5 метра на 1,2 метра, то с опорной ножкой будет гораздо комфортнее. Во первых цепляя (или отцепляя) прицеп к автомобилю, сцепная головка находится на такой высоте, что нужно наклониться. Даже человеку с небольшим ростом. Без опорной ножки вся нагрузка при этом приходится на позвоночник. Во вторых прицеп с опорной ножкой имеет подвижную третью точку опоры. Таким образом, отцепленный от автомобиля, он находится в горизонтальном положении и легко перемещается на небольшие расстояния одним человеком.
Опорная ножка на двухосном прицепе
Нужна ли опорная ножка на двухосном прицепе? Двухосный прицеп прекрасно стоит на своих двух осях и без опорной ножки. Даже гружёный. Практически идеально горизонтально. Ключевое слово здесь практически. И если сцепная головка чуть выше шарика фаркопа, то чтобы зацепить прицеп за фаркоп достаточно попрыгать на дышле. Если же сцепная головка ниже шарика, то без опорной ножки придётся поднимать её руками. Опять же в наклонку, т.к. в присядку не удобно. Тесно.
Есть ещё причина, по которой опорная ножка на двухосном прицепе будет весьма полезна. Попробуйте развернуть, отцепленный от автомобиля, двухосный прицеп на месте. Даже вдвоём это весьма проблематично. А если прицеп загружен, то и подавно. Одна из осей будет идти юзом. Казалось бы, для чего нужно разворачивать двухосный прицеп руками? Попробуйте подъехать шариком фаркопа под сцепную головку прицепа. Идеально точно это сделать сложно, даже при наличии камеры заднего вида. В итоге, чтобы зацепить прицеп за фаркоп, часто приходится двигать прицеп не только вперёд (или назад), но и в сторону. Порой же просто нужно перекатить прицеп с одного места на другое. При этом не всегда по прямой. Не исключена ситуация, когда прицеп просто нужно развернуть руками, отцепив от автомобиля. Ведь в ограниченном пространстве не всегда получается развернуться на автомобиле с прицепом.
Итак, как же развернуть двухосный прицеп? Есть два варианта, как это можно сделать. В обоих вариантах нужно вывесить одну из осей. У пустого прицепа можно нагрузить дышло, вывесив заднюю ось. При этом веса среднестатистического человека будет вполне достаточно. Можно нажать на дышло, допустим, ногой. Руками при этом разворачиваем прицеп, взявшись за передний борт. Если опорная ножка на прицепе есть, предварительно максимально поднимаем её и фиксируем. Желательно при этом разворачивать прицеп в противоположную от себя сторону. Если прицеп загружен, то гораздо удобнее вывесить переднюю ось. Для этого поднимаем дышло прицепа опорной ножкой. Поднимаем до тех пор, пока передняя ось не повиснет в воздухе. В итоге прицеп у нас остаётся на трех точках опоры: два задних колеса прицепа и колесо опорной ножки. В таком виде с прицепом может управиться один человек.
Чем различаются опорные ножки?
Опорные ножки производит достаточно большое количество предприятий. Естественно все они используют разные материалы в производстве опорных ножек. Помимо материалов, из которых сделаны опорные ножки, они различаются размерами, формой ручки, подкатным колесом, прочностью, грузоподъёмностью, крепежным хомутом.
Самая распространённая ножка имеет наружный диаметр трубы 48мм. Так же встречаются опорные ножки диаметром 42мм., 57мм., 60мм. Большой диаметр встречается на больших и тяжелых прицепах, а так же на автовозах.
При всей своей несуразности, так называемая опорная ножка «автомат», предприятия Курганские прицепы весьма функциональна. На ней можно перемещать отцепленный от автомобиля прицеп. Её можно использовать как стопор, подняв колесо и поставив ножку на «пятак». В транспортном положении колесо поднимается вверх. При этом дорожный просвет под дышлом прицепа практически не занижается.
В качестве стопора можно использовать и колесо AL-KO, с блокирующим элементом. Противооткатные башмаки, конечно же, такой стопор вряд ли заменит, но удержит прицеп на минимальном уклоне или при порыве ветра.
Утопленный флажок блокирует вращение опорного колеса, Поднятый флажок позволяет опорному колесу вращаться.
Надувное («Дутое») колесо чаще используется с прицепами для перевозки водной техники и с прицепами, использующимися в основном на пересечённой местности. На асфальте оно не очень актуально.
Чем различаются хомуты опорных ножек?
Если говорить про принципиальные отличия, то это обжимные и поворотные хомуты. У этих хомутов разный принцип использования.
В поворотном хомуте опорная ножка зажимается стационарно. В транспортном положении ножка располагается на дышле горизонтально. Оттянув подпружиненную стопорную скобу, ножка поворачивается в рабочее (вертикальное) положение.
На обжимных хомутах есть прижимной винт с ручкой, для удобства использования.
Несмотря на внешние различия, у них одинаковый принцип работы. Отпустив прижимной винт, можно разместить ножку на любой высоте. В транспортном положении ножка поднимается максимально вверх.
Как выбрать опорную ножку?
Выбирая опорную ножку, основное на что нужно обратить внимание — это внешний диаметр ножки. Он должен соответствовать хомуту, с которым будет эксплуатироваться. Ну и конечно же обращайте внимание на качество материалов из которых она изготовлена. На мой взгляд самые надёжные опорные ножки — это ножки производства AL-KO. Как показала практика они наиболее крепкие и долговечные. У них достаточно толстостенная внешняя труба и мощные пластины на которых крепится подкатное колесо. Их практически не реально погнуть. Даже специально. Само колесо так же внушает доверие и при правильном обращении прослужит долго. Стоит такая ножка дороже прочих, но и прослужит гораздо дольше. Конечно, при условии правильного с ней обращения.
Как не потерять опорную ножку во время движения прицепа?
У опорной ножки есть два положения. Рабочее и транспортное. Во время движения опорная ножка находится в транспортном положении. Если на дышле установлен поворотный хомут, то потерять ножку практически не реально. Поворотный хомут надежно фиксируется в горизонтальном положении. При этом вращение ручки невозможно. Ей будет мешать дышло. Как следствие — ничего не раскрутится, не выкрутится и не потеряется.
С обжимным хомутом, чтобы не потерять ножку, придётся соблюсти ряд условий. Когда поездка не продолжительная, достаточно максимально поднять опорную ножку, надежно зафиксировать её хомутом и плотно затянуть ручку винтового домкрата. У ручки нет никакого стопора. Держится она только за счёт силы трения. Если затянуть её не достаточно сильно, она может начать раскручиваться от вибрации. В этом случае колесо будет опускаться всё ниже. Причём до тех пор, пока не выпадет или не встретится с каким-либо препятствием. Допустим «лежачим полицейским». Наткнувшись на препятствие может замяться внешний цилиндр опорной ножки, пластины колеса, диск колеса, может погнуться хомут. Чтобы этого не произошло, достаточно лишить возможности вращения ручку опорной ножки. Сделать это можно, например, с помощью обычной резинки. Зацепив один конец резинки за ручку, второй за любую деталь на прицепе.
Когда предстоит поездка на большое расстояние, ножку лучше снимать совсем. Сделать это можно полностью выкрутив прижимной винт. Убрав ножку установите прижимной винт на место. Не лишним, так же, будет смазать его резьбу любой консистентной смазкой.